ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности.
Подбор и группировка предметов по заданному признаку (с 3-4 лет)
Работу с детьми целесообразно начать с упражнений в выделении качественных свойств предметов.
Особенно полезно давать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам.
Варианты заданий:
- Выбрать среди нескольких игрушек такую же (по образцу). Родитель ставит на стол матрешку, куклу, зайчика. Затем он достает из «чудесного мешочка» одну из игрушек и предлагает найти на столе такую же.
- Среди 2-3 предметов разного цвета размера или формы (матрешек, кубиков, шариков, мячей) выбрать предмет такого же цвета ( размера формы) Выполнив задание ребенок должен назвать выбранную игрушку и общий признак пары игрушек. Если малыш ошибся, то родители задают вопросы: «Что это?» Ты взял кубик (матрешку) такого же размера (цвета)? Приложи кубики друг другу» родители могут указать предмет, который следовало взять: «Вот этот кубик надо взять, видишь он такого же цвета».
- Найти несколько предметов тождественных образцу: «положи все кубики такого же цвета в эту коробку». «В эту же коробку сложи всех маленьких матрешек». В заключение ставится вопрос: «каких матрешек ты сложил в коробку?»
- Детям предлагают сгруппировать предметы. Называют такие признаки: назначение предмета (это строительный материал, из него можно строить: это кисточки ими рисуют и.т.д.) цвет, размер.
Родители создают или используют ситуации повседневной жизни, в которых один ребенок или несколько детей должны подбирать или группировать предметы. Например, весь материал, из которого можно строить сложить в ящик, а кукол расставить на палочке собрать все кисточки для рисования в стаканчики, а тряпочки в коробки, в одну сетку поместить все большие мячи , а в другую –маленькие. Сначала дети подбирают предметы по одному признаку, а позднее и по двум.
Важно чтобы каждый раз кто либо из малышей называл общий признак по которому предметы были объединены в группу, и описывал что он сделал и почему. Это приучает детей действовать сознательно.
В результате таких упражнений дети начинают понимать что различные предметы обладающие хотя бы одним общим признаком, можно объединить в группу. Теперь они могут выделить у предметов данной группы 1-2 общих признака. Кроме того у детей закрепляется умение пользоваться приемами наложения и приложения для сопоставления и отбора (выделения) предметов по заданным признакам.
Рекомендации для родителей по развитию навыков самообслуживания детей раннего возраста.
0 – 3 месяцев
Питается от груди или из бутылочки
Открывает рот, когда видит бутылку или грудь |
Глотает жидкость, не поперхнувшись |
Глотает мягкую (протертую) пищу |
Обхватывает грудь или бутылочку руками, когда
сосет из ее |
Захватывает губами пищу с ложки |
Поднимает ноги, когда меняют подгузник
4 – 6 месяцев
Открывает рот, когда приближается ложка
Глотает пищу, не поперхивается и не давится |
Ест новую пищу без капризов |
Узнает бутылку и тянется за нею |
Удерживает пищу во рту
Держит в течение секунды вложенную в руку ложку. Обсасывает печенье Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпускает 7 – 9 месяцев Играет с губкой или с игрушками в ванне Стаскивает носки Ест размятую твердую пищу Пьет из чашки, которую держит взрослый Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту Держит и ест печенье, хлеб |
Кладет кусочки пищи в рот Стаскивает шапочку со своей головы Жует пищу Берет ложку за ручку Не расплескивая, пьет из чашки, которую держит взрослый 10 – 12 месяцев Помогает одевать себя, просовывая руки в рукава Выдвигает ящики шкафа Ест обычную твердую пищу Пытается причесаться С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложкой Поднимает ко рту чашку двумя руками и пьет Пытается есть пищу ложкой 13 – 16 месяцев Пытается есть пищу ложкой Держит чашку и пьет из нее Ест бутерброд, разрезанный на четыре части Просовывает ноги в штанины Держит ложку и подносит пищу ко рту Пытается мыться губкой в ванне Ест самостоятельно |
Рекомендации для родителей по развитию познавательной деяельности детей раннего возраста.
0 – 3 месяцев
Реагирует на звук колокольчика или погремушки
Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов |
Внимательно смотрит на предметы и успокаивается |
Следит глазами за движением рук |
Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним |
Тянет предметы в рот |
Играет своими руками |
Трясет погремушкой, если вложить ее в руку |
Улыбается при звуке погремушки или колокольчика |
Интересуется своим отражением в зеркале
Изменяет положение тела, чтобы лучше увидеть что то 4 – 6 месяцев |
С удовольствием смотрит в окно |
Улыбается своему отражению в зеркале |
Убирает платок, если им закрыть лицо |
«Смотрит» телевизор |
Играет своими ногами |
Тянется к игрушкам |
Берет предметы и рассматривает их |
Узнает на материнский голос |
Пытается дотронуться до движущихся предметов |
Тянется за всем, что попадает в поле зрения |
Передвигается, чтобы достать предмет |
Роняет и поднимает игрушки |
Бросает игрушки и смотрит, как они падают |
Улыбается при виде любимой игрушки |
Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь |
Улыбается при виде новой игрушки |
Старается схватить движущийся предмет |
7 – 9 месяцев
Играет одновременно с двумя игрушками
Находит частично спрятанные предметы |
Наклоняется и ищет упавший предмет |
Бросает одну из двух игрушек, чтобы взять третью |
Интересуется фотографиями |
Вытаскивает игрушки из коробки |
Сжимает пищащие игрушки, чтобы издать звук |
Ищет игрушку, которую при нем спрятали |
Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось |
С удовольствием открывает и закрывает крышки |
Разворачивает завернутую или прикрытую
чем-нибудь игрушку |
10 – 12 месяцев
Играет в «ладушки — ладушки»
Вынимает предметы из коробки и кладет их обратно. |
Играет с куклами |
Подражает знакомым действиям матери |
Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи |
Достает и носит знакомые предметы |
Опускает разные предметы в коробки и бутылки |
Пользуется корзинкой, сумкой или ящиком чтобы переносить вещи |
Изображает действия взрослых уже после того, как они произошли |
Избегает предметов, которые могут причинить боль |
Чиркает карандашом, когда покажут, как это делать |
Самостоятельно чиркает карандашом |
Понимает слова «вверх» и «вниз» |
Рекомендации для родителей по развитию движений детей раннего возраста.
0 – 3 месяцев
Поднимает подбородок, лежа наживоте
Приподнимает грудь, когда лежит на животе |
Становится ногами на пол, если держат |
Делает ползающие движения |
Сжимает руку, если на ладонь положат игрушку |
Вертит головой, когда сидит или держат в вертикальном положении |
Трет глаза |
Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой |
Держит игрушку |
Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы сел |
4 – 6 месяцев
Отворачивает голову, когда вытирают нос |
Переворачивается со спины на бок |
Тянется за игрушкой, которая близко |
Трясет погремушкой |
Берет предмет одной рукой |
Держит предмет двумя руками |
Держит голову, когда сидит с поддержкой |
Стоит, если поддерживать подмышки |
Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку |
Трогает свои ноги руками |
Пытается схватить маленькие предметы |
Пытается достать игрушку, которую трудно достать |
Держит два предмета по одному в каждой руке |
Сидит на коленях у взрослого |
Может разворачиваться в стороны, когда лежит на полу. |
Поднимает голову, когда лежит на спине |
Достает предметы одной рукой |
Переворачивается с живота на спину |
Подпрыгивает, если поддерживать подмышки |
Перекладывает предметы из одной руки в другую |
В одной руке держит игрушку, а другой с ней играет |
Легко переворачивается со спины на живот |
Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд |
Стучит игрушками по столу или полу |
Стоит, если держат за обе руки |
Одновременно играет с двумя или более игрушками |
Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть |
7-9 месяцев |
Сидит, опираясь на руки |
Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет |
Пальцем дотрагивается до предметов, толкает, трет, катает |
Сидя поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет |
Рвет бумагу двумя руками |
Сидит самостоятельно и играет с игрушками |
Сидит самостоятельно в течение долгого времени |
Стоит, держась за мебель |
Может начать ползти, если перед этим сидел |
Держит предмет величиной с куклу |
Подтягивается и встает, держась за край кроватки |
Подбирает маленькие предметы |
Самостоятельно ложится на спину, если перед этим сидел |
Ходит, если держат за обе руки |
Может самостоятельно сесть, если до этого лежал на животе |
Перелезает через препятствия |
Берет маленькие предметы двумя пальцами |
Быстро ползает на четвереньках |
Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял |
Может самостоятельно сесть,
если перед этим лежал на спине 10 – 12 месяцев |
Ходит, держась за мебель |
Умеет осторожно положить игрушку |
Ходит, держась за мебель |
Умеет осторожно положить игрушку |
Ходит, если держат за одну руку |
Сидя, катает мячик |
Берет одной рукой две маленькие игрушки |
Самостоятельно стоит |
Сидит на корточках |
Переворачивает сразу по две-три страницы книжки |
Встает самостоятельно, если до этого сидел |
Помогает переворачивать страницы в книжке |
Бросает мяч |
Устойчиво стоит самостоятельно
Делает несколько шагов самостоятельно |
Рухани жаңғыру
![](https://pmpk2.edu.kz/wp-content/uploads/2023/04/rzh.png)