ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендации для родителей по развитию познавательной деятельности.

Подбор и группировка предметов по заданному признаку (с 3-4 лет)

Работу с детьми целесообразно начать с упражнений в выделении качественных свойств предметов.

Особенно полезно давать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам.

Варианты заданий:

  1. Выбрать среди нескольких игрушек такую же (по образцу). Родитель ставит на стол матрешку, куклу, зайчика. Затем он достает из «чудесного мешочка» одну из игрушек и предлагает найти на столе такую же.
  2. Среди 2-3 предметов разного цвета размера или формы (матрешек, кубиков, шариков, мячей) выбрать предмет такого же цвета ( размера формы) Выполнив задание ребенок должен назвать выбранную игрушку и общий признак пары игрушек. Если малыш ошибся, то родители задают вопросы: «Что это?» Ты взял кубик (матрешку) такого же размера (цвета)? Приложи кубики друг другу» родители могут указать предмет, который следовало взять: «Вот этот кубик надо взять, видишь он такого же цвета».
  3. Найти несколько предметов тождественных образцу: «положи все кубики такого же цвета в эту коробку». «В эту же коробку сложи всех маленьких матрешек». В заключение ставится вопрос: «каких матрешек ты сложил в коробку?»
  4. Детям предлагают сгруппировать предметы. Называют такие признаки: назначение предмета (это строительный материал, из него можно строить: это кисточки ими рисуют и.т.д.) цвет, размер.

Родители создают или используют ситуации повседневной жизни, в которых один ребенок или несколько детей должны подбирать или группировать предметы. Например, весь материал, из которого можно строить сложить в ящик, а кукол расставить на палочке собрать все кисточки для рисования в стаканчики, а тряпочки в коробки, в одну сетку поместить все большие мячи , а в другую –маленькие. Сначала дети подбирают предметы по одному признаку, а позднее и по двум.

Важно чтобы каждый раз кто либо из малышей называл общий признак по которому предметы были объединены в группу, и описывал что он сделал и почему. Это приучает детей действовать сознательно.

В результате таких упражнений дети начинают понимать что различные предметы обладающие хотя бы одним общим признаком, можно объединить в группу.  Теперь они могут выделить у предметов  данной группы 1-2 общих признака. Кроме того у детей закрепляется умение пользоваться приемами наложения и приложения для сопоставления и отбора (выделения)  предметов по заданным признакам.

Рекомендации для родителей по развитию навыков самообслуживания детей раннего возраста.

          0 – 3 месяцев

Питается от груди или из бутылочки

Открывает рот, когда видит бутылку или грудь
Глотает жидкость, не поперхнувшись
Глотает мягкую (протертую) пищу
Обхватывает грудь или бутылочку руками, когда

 

сосет из ее

Захватывает губами пищу с ложки

Поднимает ноги, когда меняют подгузник

4 – 6 месяцев

Открывает рот, когда приближается ложка

Глотает пищу, не поперхивается и не давится
Ест новую пищу без капризов
Узнает бутылку и тянется за нею
Удерживает пищу во рту

 

Держит в течение секунды вложенную в руку

ложку.

Обсасывает печенье

Держит свою бутылочку, снова берет ее, если

выпускает

7 – 9 месяцев

Играет с губкой или с игрушками в ванне

Стаскивает носки

Ест размятую твердую пищу

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту

Держит и ест печенье, хлеб

Кладет кусочки пищи в рот

Стаскивает шапочку со своей головы

Жует пищу

Берет ложку за ручку

Не расплескивая, пьет из чашки, которую держит взрослый

10 – 12 месяцев

Помогает одевать себя, просовывая руки в рукава

Выдвигает ящики шкафа

Ест обычную твердую пищу

Пытается причесаться

С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложкой

Поднимает ко рту чашку двумя руками и пьет

Пытается есть пищу ложкой

13 – 16 месяцев

Пытается есть пищу ложкой

Держит чашку и пьет из нее

Ест бутерброд, разрезанный на четыре части

Просовывает ноги в штанины

Держит ложку и подносит пищу ко рту

Пытается мыться губкой в ванне

Ест самостоятельно

Рекомендации для родителей по развитию познавательной деяельности детей раннего возраста.

0 – 3 месяцев

Реагирует на звук колокольчика или погремушки

Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов
Внимательно смотрит на предметы и успокаивается
Следит глазами за движением рук
Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним
Тянет предметы в рот
Играет своими руками
Трясет погремушкой, если вложить ее в руку
Улыбается при звуке погремушки или колокольчика
Интересуется своим отражением в зеркале

 

Изменяет положение тела, чтобы лучше увидеть что то

4 – 6 месяцев

С удовольствием смотрит в окно
Улыбается своему отражению в зеркале
Убирает платок, если им закрыть лицо
«Смотрит» телевизор
Играет своими ногами
Тянется к игрушкам
Берет предметы и рассматривает их
Узнает на материнский голос
Пытается дотронуться до движущихся предметов
Тянется за всем, что попадает в поле зрения
Передвигается, чтобы достать предмет
Роняет и поднимает игрушки
Бросает игрушки и смотрит, как они падают
Улыбается при виде любимой игрушки
Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь
Улыбается при виде новой игрушки
Старается схватить движущийся предмет

7 – 9 месяцев

Играет одновременно с двумя игрушками

 Находит частично спрятанные предметы
Наклоняется и ищет упавший предмет
Бросает одну из двух игрушек, чтобы взять третью
Интересуется фотографиями
Вытаскивает игрушки из коробки
Сжимает пищащие игрушки, чтобы издать звук
Ищет игрушку, которую при нем спрятали
Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось
С удовольствием открывает и закрывает крышки
Разворачивает завернутую или прикрытую

 

чем-нибудь игрушку

10 – 12 месяцев

Играет в «ладушки — ладушки»

Вынимает предметы из коробки и кладет их обратно.
Играет с куклами
Подражает знакомым действиям матери
Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи
Достает и носит знакомые предметы
Опускает разные предметы в коробки и бутылки
Пользуется корзинкой, сумкой или ящиком чтобы переносить вещи
Изображает действия взрослых уже после того, как они произошли
Избегает предметов, которые могут причинить боль
Чиркает карандашом, когда покажут, как это делать
Самостоятельно чиркает карандашом
Понимает слова «вверх» и «вниз»

Рекомендации для родителей по развитию движений детей раннего возраста.

0 – 3 месяцев

Поднимает подбородок, лежа наживоте

Приподнимает грудь, когда лежит на животе
Становится ногами на пол, если держат
Делает ползающие движения
Сжимает руку, если на ладонь положат игрушку
Вертит головой, когда сидит или держат в вертикальном положении
Трет глаза
Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой
Держит игрушку
Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы сел

4 – 6 месяцев

Отворачивает голову, когда вытирают нос
Переворачивается со спины на бок
Тянется за игрушкой, которая близко
Трясет погремушкой
Берет предмет одной рукой
Держит предмет двумя руками
Держит голову, когда сидит с поддержкой
Стоит, если поддерживать подмышки
Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку
Трогает свои ноги руками
Пытается схватить маленькие предметы
Пытается достать игрушку, которую трудно достать
Держит два предмета по одному в каждой руке
Сидит на коленях у взрослого
Может разворачиваться в стороны, когда лежит на полу.
Поднимает голову, когда лежит на спине
Достает предметы одной рукой
Переворачивается с живота на спину
Подпрыгивает, если поддерживать подмышки
Перекладывает предметы из одной руки в другую
В одной руке держит игрушку, а другой с ней играет
Легко переворачивается со спины на живот
Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд
Стучит игрушками по столу или полу
Стоит, если держат за обе руки
Одновременно играет с двумя или более игрушками
Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть

7-9 месяцев

Сидит, опираясь на руки
Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет
Пальцем дотрагивается до предметов, толкает, трет, катает
Сидя поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет
Рвет бумагу двумя руками
Сидит самостоятельно и играет с игрушками
Сидит самостоятельно в течение долгого времени
Стоит, держась за мебель
Может начать ползти, если перед этим сидел
Держит предмет величиной с куклу
Подтягивается и встает, держась за край кроватки
Подбирает маленькие предметы
Самостоятельно ложится на спину, если перед этим сидел
Ходит, если держат за обе руки
Может самостоятельно сесть, если до этого лежал на животе
Перелезает через препятствия
Берет маленькие предметы двумя пальцами
Быстро ползает на четвереньках
Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял
Может самостоятельно сесть,

 

если перед этим лежал на спине

10 – 12 месяцев

Ходит, держась за мебель
Умеет осторожно положить игрушку
Ходит, держась за мебель
Умеет осторожно положить игрушку
Ходит, если держат за одну руку
Сидя, катает мячик
Берет одной рукой две маленькие игрушки
Самостоятельно стоит
Сидит на корточках
Переворачивает сразу по две-три страницы книжки
Встает самостоятельно, если до этого сидел
Помогает переворачивать страницы в книжке
Бросает мяч
Устойчиво стоит самостоятельно

 

Делает несколько шагов самостоятельно

 

Рухани жаңғыру